Паруса это основная часть вооружения яхты. Их изготавливают из полотнищ, то есть  отдельных полос парусины. При  этом швы, соединяющие полотнища, должны находиться под прямым углом к задней кромке – шкаторине паруса. Треугольный парус, независимо от того, это кливер, грот, стаксель или другой парус, имеет переднюю, нижнюю и заднюю шкаторины. На четырехугольном парусе есть еще верхняя шкаторина.  Треугольный парус имеет шкотовый, фаловый и галсовый углы. Четырехугольный парус имеет два верхних угла, при этом передний угол называется верхним галсовым, задний угол – нокбензельным. Соответственно,  передний нижний угол называется нижним галсовым, а задний называется шкотовым углом, так же как и у треугольного паруса.

Основополагающие паруса яхты

Парус обшивается ликтросом по шкаторинам, то есть специальным тросом отлогого спуска. Благодаря такой обшивке он становится прочнее. С помощью боутов  или накладок из парусины соответствующей формы усиливают углы паруса и другие места, которые подвергаются большим нагрузкам. Вместе ликтросы и боуты составляют раму, препятствующую излишнему растяжению паруса.  Как правило, передняя, верхняя и нижняя шкаторины подвергаются ликовке, а задняя часть ликуется частично, только у углов. У передних парусов, таких как кливер,  стаксель, часто ликуется только передняя шкаторина и углы, а у спинакера  все шкаторины ликуются очень тонким стальным тросом. Также по всем шкаторинам ликуются штормовые и некоторые дополнительные паруса. Ликтрос неправильно называть ликовкой. Его пришивают к парусу, и этот процесс называют ликовкой.

Гафельный грот

На задней шкаторине всегда есть меньший или больший выгиб наружу – горб. Этот горб поддерживается тонкими деревянными дощечками — латами, вставленными в соответствующие карманы.  Латы должны входить в карманы без особого усилия, но плотно. Обычно карманы длиннее лат на 2-4 см. Латы бывают сквозными и короткими.  Короткие латы толще у наружного конца, и тоньше у внутреннего конца.  У сквозных лат самое тонкое место находится примерно на одной трети длины от внутреннего конца. Они немного толще у внутреннего, и еще толще у наружного конца.  Латы изготавливают из нехрупкого и упругого дерева (сосна, ясень, орех и др.), а также из слоистых пластиков типа текстолита. Снаружи латы обтягивают резиновой полоской, которую вшивают внутрь кармана, чтобы они надежно поддерживали заднюю шкаторину и не упирались во внутренний торец кармана. С помощью сквозных лат можно в небольших пределах регулировать величину и положение «пуза» паруса.

 

                                     
© vodniitransport.ru Замечания и пожелания к сайту направлять на parus@vodniitransport.ru