_3000820Раньше сдвоенные рули устанавливались только на некоторых моделях гоночных конструкций или «специальных конструкций». Сейчас двойной руль широко используется на гражданских судах, как на малых спортивных яхтах, таких как  SQ 25 или Seascape, на  небольших крейсерских судах Elan 350 или Dufour 310, так и на топовых моделях класса  Bavaria 56 Cruiser.

Основные преимущества сдвоенных рулевых механизмов

Практичность применения сдвоенных рулей зависит от некоторых факторов, поскольку конструкторы должны хорошо понимать физику процесса и теорию движения под парусом, а также необходимо учитывать некоторые особенности, обращаясь с лодкой, как в гавани, так и на ходу. Гоночные яхты открытого моря получили основное преимущество благодаря введению двойных рулей. К таким моделям относятся лодки класса Open 60.Они могут великолепно глиссировать на попутных курсах из-за плоских и широких кормовых обводов. Преимущества сдвоенных перьев рулей проявляются тем больше, чем шире корма. Это же свойственно и крейсерским судам. В настоящее время такие суда отличаются чрезвычайно широкой кормой, позволяющей  повысить обитаемый объем под палубой, а не для того, чтобы глиссировать.

Также и по другим причинам двойные рули используются на  крейсерских судах: с одной стороны, острые курсы: сильное смещение пера руля в корму способствует повышению эффективности его работы. Также при этом улучшается курсовая устойчивость плавающего судна. Следует отметить, что чем шире его корпус, тем нужно будет сильнее работать рулем в период крена. Наветренный борт благодаря плоской форме шпангоутов на крене выходит из воды, при этом кормовая часть, в отличие от носовой части,  поднимается намного сильнее. Нос вдавливается в воду, когда яхта получает сильный приводящий момент, компенсируемый рулевым перекладкой руля.

Но, при этом перу руля приходится испытывать сильное давление воды на высокой скорости.  При воздействии составляющих гидродинамической силы на перо, одна из них обеспечивает подъем кормовой части из воды.  Благодаря этому верхняя часть пера руля, установленного в ДП,  начинает выходить из воды. При этом, чем сильнее руль будет смещен в корму, тем заметнее будет данный эффект. После этого начинается меняться гидродинамика руля. Выход верхней части руля из воды приводит к увеличению вероятности срыва потока воды, к прорыву воздуха к перу, из-за чего резко снижается его гидродинамическое свойство, что приводит к выходу яхты из-под контроля.

Для того, чтобы на яхтах с широкой кормой уменьшить негативные эффекты необходимо перо руля сместить в нос. Сейчас такое решение используется на скоростных крейсерах, напоминающих  XP33, но особенно хорошо оно смотрится на гоночных яхтах класса ТР 52. Однако, такое решение имеет ограниченное использование, поскольку, во-первых, корпуса не должны быть очень широкими, и во-вторых, если сместить перо руля в нос, то нужно будет и рулевой пост перемещать  туда же. Такое решение может иметь преимущества на гоночных яхтах, к примеру, рулевому лучше обозревать стаксель.

 

 

                                     
© vodniitransport.ru Замечания и пожелания к сайту направлять на parus@vodniitransport.ru