Яхты среднего размера, оснащенные шлюпом с генуей на закрутке, идеально подходят для использования на закрытых акваториях и в прибрежных водах. На катерах с дробным вооружением маневры среди трафика яхт могут превратиться в болезненно утомительное мероприятие. Для желающих совершить дальние круизы сразу становятся очевидными ограниченные возможности шлюпа. Для многих круизов ушли в прошлые времена героических усилий на баке по смене парусов вручную, поскольку каждый желает не всю «автоматическую коробку передач», но хотя бы  ее ручной аналог, чтобы безопасно и эффективно увеличить или уменьшить площадь парусов.

Но на практике всех волнует вопрос – как иметь один передний парус, позволяющий обеспечить большую тягу и имеющий необходимую прочность в любых погодных условиях, но он пока остается открытым. Поэтому эту проблему можно решить только единственным путем -  с помощью двух передних парусов на закрутках. Катер, оснащенный двумя передними парусами, на протяжении многих лет используется для дальнего круизинга. Сейчас выпускаются различные варианты, где паруса используются на закрутках на двух штагах.

Оснащение катера со сдвоенным передним парусом

Оснащение катера предусматривает наличие второго (внутреннего) штага, несущего стаксель, и крепящегося к мачте в районе верхних краспиц. Мачта в этой точке способна хорошо противостоять поперечным нагрузкам, а продольные нагрузки компенсируются бегучими бакштагами или ромбо-вантами. Как правило, такая конфигурация означает, что у стакселя передний треугольник составляет примерно 44% от большого переднего треугольника (от мачты до переднего штага). Катер в ходу, обычно, на штаге несет кливер (янки – yankee) c высоким шкотовым углом, и стаксель – на внутреннем штаге. При этом стаксель может быть автоматическим, и даже возможно на гике. Нельзя назвать необычным и несение генуи на штаге в легкий ветер, в этом случае стаксель берется на закрутку или убирается.

У катера одним из проблемных моментов является его настройка под тремя парусами круто к ветру. Кливер, чтобы «не прилипать»  к стакселю, должен быть очень полным, а грот наоборот довольно плоским, чтобы его не могли «задувать» передние паруса.  Владельцы судна заметили то, что лучший прогресс против ветра достигался тогда, когда стаксель был взят на закрутку, т.е. идут как шлюп – под гротом и кливером, если сравнивать с тремя парусами, хотя и с увеличенной скоростью, но более полным курсом. С того момента они стали часто ходить как шлюп – под гротом и генуей, и при серьезном усилении ветра снова становились катером. Для большинства яхтсменов, не сильно озабоченных крутизной и гонками, вооружение катером можно назвать идеальным.

Среди представленных проектов наибольшее одобрение встретило использование 3-х пар краспиц на мачте, что дало возможность внутренний шаг провести выше к третьим краспицам, и таким образом, площадь стакселя увеличить на 20%. Такие яхты способны ходить или только под стакселем, или под Генуей, но два паруса никогда  не несут в крутой бейдевинд.

 

                                     
© vodniitransport.ru Замечания и пожелания к сайту направлять на parus@vodniitransport.ru